Как выбрать аккумулятор?
Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Именно от аккумулятора будет зависеть надежность пуска двигателя, работа системы зажигания и электрооборудования. Неизбежно в процессе эксплуатации автомобиля появляется необходимость замены аккумулятора, ибо срок его службы значительно меньше срока службы автомобиля.
Перед приобретением аккумуляторной батареи необходимо определиться с тем, в каких условиях ей предстоит работать.
Главные параметры
В первую очередь при выборе аккумуляторной батареи необходимо руководствоваться простыми, но важными условиями:
- Напряжение батареи;
- Габаритные размеры;
- Полярность;
- Способ крепления батареи в соответствующем отсеке автомобиля.
Рабочий объем и тип двигателя
Одной из основных характеристик аккумулятора является его электрическая емкость, измеряемая в Ампер часах (Ач). Естественно, чем больше емкость аккумулятора (при прочих равных условиях), тем большее количество электричества можно потратить на пуск двигателя, т.е. дольше крутить стартер. И если производитель автомобиля не настаивает на применении определенного типа аккумуляторной батареи, то исходя из рабочего объема и типа двигателя, по таблице можно приближенно определить емкость необходимой батареи:
Рабочий объем двигателя, дм3 | Емкость аккумуляторной батареи, Ач |
Бензиновые двигатели | |
до 1,5 | 44, 45 |
1,3 – 2,0 | 55 |
1,6 – 2,2 | 55, 57, 60, 62 |
2,0 – 3,0 | 62, 64, 66 |
2,5 - 3,5 | 66, 75 |
более 3,5 | 90 и более |
Дизельные двигатели | |
менее 1,5 | 55, 57, 60 |
1,5 – 2,0 | 60, 62, 64 |
2,0 – 2,7 | 66, 75 |
2,7 – 3,5 | 90 |
3,5 – 6,5 | 132 |
более 6,5 | 190 и более |
Если на автомобиле установлен солидный ''электропакет'' (сигнализация, электроприводы, мощная аудиосистема, кондиционер, нагревательные устройства), то лишние 5 – 10 Ач для аккумулятора не помешают.
Климатические и дорожные условия
Самым важным климатическим фактором, влияющим на работу аккумуляторной батареи, является температура воздуха. Известно, что с изменением температуры изменяется плотность и вязкость электролита. При понижении температуры возрастает плотность электролита, он становиться более вязким и потому хуже проникает в поры пластин. В результате скорость реакции резко снижается и уменьшается время, в течение которого батарея сможет выдавать необходимый ток для запуска двигателя. Все это усугубляется еще и тем, что холодный атмосферный воздух охлаждает металлические детали двигателя, загустевает масло, ухудшается смесеобразование в цилиндрах и стартеру необходим больший ток и гораздо больше времени для запуска двигателя, чем при более высокой температуре. В довершении всего при низких температурах батарея хуже принимает заряд.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: если автомобиль будет интенсивно эксплуатироваться зимой преимущественно в полосе холодного климата, то желательно приобрести аккумуляторную батарею емкостью на 5 – 10 Ач больше рекомендуемой.
Дорожные условия не так сильно влияют на работу батареи, как температура, но, тем не менее, необходимо помнить, что при эксплуатации в условиях неровных дорог и бездорожья автомобиль (а вместе с ним и аккумулятор) подвергается повышенным вибрациям и тряске. Это опасно тем, что под воздействием вибрационных нагрузок активная масса будет быстро выкрашиваться из пластин. В результате произойдет потеря емкости и возрастет вероятность короткого замыкания. Поэтому, для автомобиля, часто двигающегося по плохим дорогам, можно порекомендовать аккумуляторную батарею, у которой пластины одной полярности завернуты в сепаратор-конверт. У такой батареи значительно снижена вероятность короткого замыкания.
Условия эксплуатации
Здесь под условиями эксплуатации подразумевается частота пусков двигателя автомобиля за период времени. Частые пуски в относительно короткий промежуток времени, либо пуск – короткий пробег – длительная остановка, особенно при низких температурах, опасны тем, что аккумуляторная батарея, постепенно отдавая разряд, просто не успевает заряжаться. И если ежедневно эксплуатировать аккумулятор в таких режимах (без дополнительной подзарядки), то со временем батарея будет быстро терять емкость. Это происходит вследствие постепенной необратимой сульфатации пластин.
Для таких условий эксплуатации необходимо приобретать хорошую необслуживаемую батарею с низким саморазрядом, полиэтиленовым конвертом-сепаратором. Емкость батареи не должна превышать рекомендуемую, так как заряд батареи и без того может быть неполным. А для 100-процентного надежного пуска возможно придется периодически подзаряжать батарею зарядным устройством.