Статьи про АКБ

Подписаться на RSS

Как определить дату производства АКБ тюменского аккумуляторного завода

На продольную заднюю стенку корпуса батареи иглоударным способом нанесена маркировка, состоящая из семи цифр:

  • первые две – год изготовления
  • вторые две – месяц изготовления
  • две последующие – день месяца изготовления
  • последняя цифра – номер бригады


Что такое полярность аккумулятора автомобиля и как ее определить?

Полярность – это характеристика аккумулятора автомобиля, которая определяет расположение его внешних выводов. Если вы купите аккумулятор для автомобиля не той полярности, то получите проблему с его установкой и подключением.

Дело в том, что посадочная ниша под аккумулятор позволяет установить его в одном положении. Если полярность будет неподходящей, то длины проводов с клеммами просто не хватит, чтобы подключить их к соответствующим выводам батареи. То есть, вы просто не сможете эксплуатировать аккумулятор.



Конечно, можно заняться удлинением соответствующих проводов и «победить» в сложившейся ситуации. Но, подумайте, нужны ли вам ненужные проблемы и изготовление всяких дополнительных «костылей»? В такой ситуации, скорее всего, вы поедете обратно в магазин или обратитесь в интернет-магазин для замены АКБ на модель требуемой полярности. В этих случаях продавцы идут навстречу, и батарею можно будет поменять. Но, чтобы не терять драгоценное время и не тратить понапрасну нервы, выбирать требуемую полярность нужно уметь сразу. Давайте, разберёмся, как это делать.


Виды полярности АКБ


Производители выпускают аккумуляторные батареи с шестью видами полярности. Они отличаются компоновкой и объединением между собой элементов АКБ. Наиболее распространены из них четыре вида полярности. Два вида используются в аккумуляторах для легковых автомобилей и ещё два – для грузовых.


Перед тем, как определить полярность аккумулятора автомобиля, разверните его к себе лицевой частью (с наклейкой). Выводы аккумулятора будут находиться на верхней стороне аккумулятора на ближней к вам стороне. Теперь смотрим расположение положительного (+) и отрицательного (вывода) на АКБ. Возможны два варианта:


1) Положительный токовывод справа, а отрицательный слева. Это обратная полярность или европейская. Она ещё обозначается, как «0». 


2) Положительный токовывод слева, а отрицательный справа. Это прямая полярность аккумулятора автомобиля или российская. Этот вид полярности ещё обозначается, как «1».

Как выбрать аккумулятор?

Аккумуляторная батарея является неотъемлемой частью любого современного автомобиля. Именно от аккумулятора будет зависеть надежность пуска двигателя, работа системы зажигания и электрооборудования. Неизбежно в процессе эксплуатации автомобиля появляется необходимость замены аккумулятора, ибо срок его службы значительно меньше срока службы автомобиля.

Перед приобретением аккумуляторной батареи необходимо определиться с тем, в каких условиях ей предстоит работать.

Главные параметры


В первую очередь при выборе аккумуляторной батареи необходимо руководствоваться простыми, но важными условиями:


  1. Напряжение батареи;
  2. Габаритные размеры;
  3. Полярность;
  4. Способ крепления батареи в соответствующем отсеке автомобиля.




Рабочий объем и тип двигателя


Одной из основных характеристик аккумулятора является его электрическая емкость, измеряемая в Ампер часах (Ач). Естественно, чем больше емкость аккумулятора (при прочих равных условиях), тем большее количество электричества можно потратить на пуск двигателя, т.е. дольше крутить стартер. И если производитель автомобиля не настаивает на применении определенного типа аккумуляторной батареи, то исходя из рабочего объема и типа двигателя, по таблице можно приближенно определить емкость необходимой батареи:

 

Рабочий объем двигателя, дм3

Емкость аккумуляторной батареи, Ач

Бензиновые двигатели

до 1,5

44, 45

1,3 – 2,0

55

1,6 – 2,2

55, 57, 60, 62

2,0 – 3,0

62, 64, 66

2,5 - 3,5

66, 75

более 3,5

90 и более

Дизельные двигатели

менее 1,5

55, 57, 60

1,5 – 2,0

60, 62, 64

2,0 – 2,7

66, 75

2,7 – 3,5

90

3,5 – 6,5

132

более 6,5

190 и более


Если на автомобиле установлен солидный ''электропакет'' (сигнализация, электроприводы, мощная аудиосистема, кондиционер, нагревательные устройства), то лишние 5 – 10 Ач для аккумулятора не помешают.


Климатические и дорожные условия


Самым важным климатическим фактором, влияющим на работу аккумуляторной батареи, является температура воздуха. Известно, что с изменением температуры изменяется плотность и вязкость электролита. При понижении температуры возрастает плотность электролита, он становиться более вязким и потому хуже проникает в поры пластин. В результате скорость реакции резко снижается и уменьшается время, в течение которого батарея сможет выдавать необходимый ток для запуска двигателя. Все это усугубляется еще и тем, что холодный атмосферный воздух охлаждает металлические детали двигателя, загустевает масло, ухудшается смесеобразование в цилиндрах и стартеру необходим больший ток и гораздо больше времени для запуска двигателя, чем при более высокой температуре. В довершении всего при низких температурах батарея хуже принимает заряд.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: если автомобиль будет интенсивно эксплуатироваться зимой преимущественно в полосе холодного климата, то желательно приобрести аккумуляторную батарею емкостью на 5 – 10 Ач больше рекомендуемой.


Дорожные условия не так сильно влияют на работу батареи, как температура, но, тем не менее, необходимо помнить, что при эксплуатации в условиях неровных дорог и бездорожья автомобиль (а вместе с ним и аккумулятор) подвергается повышенным вибрациям и тряске. Это опасно тем, что под воздействием вибрационных нагрузок активная масса будет быстро выкрашиваться из пластин. В результате произойдет потеря емкости и возрастет вероятность короткого замыкания. Поэтому, для автомобиля, часто двигающегося по плохим дорогам, можно порекомендовать аккумуляторную батарею, у которой пластины одной полярности завернуты в сепаратор-конверт. У такой батареи значительно снижена вероятность короткого замыкания.


Условия эксплуатации


Здесь под условиями эксплуатации подразумевается частота пусков двигателя автомобиля за период времени. Частые пуски в относительно короткий промежуток времени, либо пуск – короткий пробег – длительная остановка, особенно при низких температурах, опасны тем, что аккумуляторная батарея, постепенно отдавая разряд, просто не успевает заряжаться. И если ежедневно эксплуатировать аккумулятор в таких режимах (без дополнительной подзарядки), то со временем батарея будет быстро терять емкость. Это происходит вследствие постепенной необратимой сульфатации пластин.

Для таких условий эксплуатации необходимо приобретать хорошую необслуживаемую батарею с низким саморазрядом, полиэтиленовым конвертом-сепаратором. Емкость батареи не должна превышать рекомендуемую, так как заряд батареи и без того может быть неполным. А для 100-процентного надежного пуска возможно придется периодически подзаряжать батарею зарядным устройством.




Заряжается ли аккумулятор на холостом ходу?

На первый взгляд, вопрос проще пареной репы. Но каков ответ? Интернет-аналитики сломали много копий в попытке придти к истине, но до однозначного ответа так и не добрались. Ответы «конечно, заряжается» и «разумеется, нет» можно встретить на специальных форумах с одинаковой степенью вероятности. Американский президент Трумэн сказал:

 

«Все мои экономисты говорят: «С одной стороны… с другой стороны…» Дайте мне одностороннего экономиста!»

 

Что ж, будем односторонними аккумуляторщиками!

 

Сразу скажем, заряд АКБ на холостом ходу зависит от того, насколько сильный генератор стоит на вашем автомобиле. Если генератор слабый, то полноценно пополнять энергию он будет только на оборотах в районе 1,5-3 тысяч. Возраст батареи и температура за бортом тоже имеют значение. И, конечно, включенные потребители. Весь возможный набор: обогрев сидений, печку, фары, музыку – холостой ход точно не прокормит.

 

На современных автомобилях электронные «мозги» сами определяют, на каких оборотах держать двигатель сразу после пуска. За несколько минут такого прогрева часть заряда вернется. Но не будем забывать, что на прокрутку стартера уходит больше всего энергии. Чтобы вернуть ее полностью, придется, как минимум 10 минут покрутить двигатель «вхолостую» или 2-3 минуты проехаться на рабочих оборотах. Так вы вернете потраченное на пуск. Однако, если время зимнее, аккумулятор – не самый новый и не самый мощный, а автомобилю предстоит ночная стоянка, чтобы не попасть впросак утром, нужно, по крайней мере, 10-15 минут работы на «ездовых» оборотах или 30 минут на холостом ходу.

 

В общем, в идеале, чтобы только вернуть начальный заряд АКБ после пуска, нужно как минимум 10 минут стоять на месте и методично жать на газ или 30 минут стоять. Без всяких потребителей. Теперь понятно, почему короткие, 10-минутные поездки без прогрева могут за пару месяцев «убить» приличный аккумулятор. Причем, если вы поставите при таком режиме езды более емкий АКБ, чем положено по инструкции автомобиля, то проблему это не решит. Опять же, бортовой компьютер может накидывать оборотов, но генератор от этого мощнее не станет. Недозаряд будет копиться, а батарея, хоть и позже, но разрядится вконец.

 

Выход есть и он прост: если вы ездите нерегулярно и на близкие расстояния, то контролируйте уровень заряда АКБ и периодически заряжайте его (особенно, зимой). Тогда вам не придется в -25 градусов искать, от кого бы «прикурить».

 

Как узнать, заряжается ли аккумулятор на холостом ходу?

Есть довольно простой способ. Заведите автомобиль, откройте капот и измерьте напряжение на клеммах при работающем двигателе. Если вольтметр или другой измерительный прибор покажет 12,9 В и меньше – заряд не идет. Если 13,8 и выше – зарядка идет полным ходом. Если на холостом ходу нет нужных 13,8 В, то попробуйте нажать на педаль газа – на каких оборотах цифра поднимется до нужной, такие и нужны для зарядки АКБ на вашем автомобиле.

В общем, если у вас все в порядке с электроникой автомобиля, аккумулятор на холостом ходу заряжается. Но не настолько хорошо, чтобы за пару минут восполнить энергию, затраченную на пуск. А включенные бортовые потребители, в зависимости от их количества, могут увести зарядный баланс «в минус».

Зарядные устройства для аккумуляторов: Как выбрать?


Всем известно, что автомобильный аккумулятор периодически нуждается в подзарядке. От ее своевременности зачастую зависит срок работы батареи. Но не только своевременности – еще и качества. Можно, конечно, возить батарею в проверенный сервис на плановую зарядку, но проще, конечно, приобрести личное зарядное устройство. Вопрос его выбора не прост: плохое зарядное устройство «угробит» аккум при первом же контакте, и это еще хорошо, если следующую батарею не станут заряжать на нем же. Пословица «скупой платит дважды» в вопросе выбора зарядного устройства читается в прямом смысле: плохое зарядное и свою цену не оправдает и приведет к новым тратам. Нюансы выбора зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов мы рассмотрим в этой статье.

 

Все зарядные устройства принимают из сети ток 220 В, а отдают 12-15 В (оптимальный вариант – 14,4 В). При этом, делятся зарядники на два типа:



  • устройство только для восстановления емкости аккумулятора;
  • зарядно-пусковое устройство, способное помимо восполнения заряда, завести автомобиль при полностью разряженном АКБ.




Второй вариант – для совсем не уверенных в своей батарее или очень запасливых автомобилистов, готовых к любому форс-мажору. Так же, он желателен, если автомобиль часто эксплуатируется в экстремальных условиях (-30 — -40 С). Всем остальным выше крыши хватит первого.

Так же, немаловажно, что зарядники осуществляют передачу тока с разной частотой и различными сменами напряжения и силы тока. По технологическим особенностям современные зарядные устройства делятся на четыре типа.



  1. Автомат. Восстанавливает 100% емкость и отключается.
  2. Пятиэтапные ЗУ заряжают АКБ хитрее. Они самостоятельно осуществляют пять процессов:
    • 100 % заряд понижающим током;
    • заряд до уровня 80 %;
    • профилактическое поддержание заряда на уровне 95-100%;
    • диагностика АКБ;
    • защита аккумулятора от сульфатации, благодаря импульсной подаче тока.
  3. Еще шире возможности восьмиэтапного зарядного устройства:
    • проверяет работоспособность АКБ;
    • удаляет сульфаты при помощи заряда-разряда (актуально только для малосурьмянистых и сурьмянистых батарей);
    • дозаряжает батарею понижающим током до 100%;
    • проверяет способность аккума удерживать заряд;
    • удерживает емкость АКБ на верхнем пределе;
    • выполняет профилактическую зарядку;
    • устраняет расслоение электролита.
  4. Наиболее универсальны многофункциональные преобразователи. Они способны обслуживать все основные виды батарей (тяговые, щелочные, кислотные), а так же выступать источником бесперебойного питания в домашней сети.




 

Перед покупкой ЗУ, нужно узнать емкость своего аккумулятора. Зарядник должен выдавать не меньше 10 % от емкости батареи и напряжение не менее 12 В. Желающим приобрести зарядно-пусковое устройство нужно уточнить его максимальную токовую отдачу. Она должна как минимум втрое превосходить емкость аккумулятора, особенно, если прокрутка коленвала осуществляется зимой, когда загустевшее масло дает дополнительное сопротивление. Не страшно, если сила тока на клемме ЗУ будет сильно превосходить потребность стартера: стартер лишнего не возьмет. Желательные пределы силы тока ПЗУ варьируются от 200 до 400 А.


При выборе зарядного устройства, важно учитывать несколько технических параметров.



  1. Необходимо, чтобы прибор давал ток силой 1/10 от емкости АКБ. Соответственно, на АКБ емкостью 55 А/ч нужна зарядка с силой тока 5,5 А.
  2. Выходное напряжение должно соответствовать напряжению батареи. Аккумуляторы для легковых автомобилей требуют 12 – 14,8 В, для грузовых – 12В или 24 В.
  3. Опытным автомобилистам следует присмотреться к ЗУ со свободной регулировкой напряжения и силы тока. Это позволит восстанавливать заряд АКБ по собственной методике, увеличивая или уменьшая силу тока. Токовые характеристики, разумеется, должны соответствовать технологическим особенностям каждой конкретной батареи.
  4. Температурный диапазон работы зарядника должен соответствовать вашим нуждам. В случае, если вы собираетесь заряжать АКБ в неотапливаемом гараже, ЗУ должно быть готово к работе на морозе.
  5. Оптимальным вариантом для начинающих автомобилистов станет зарядное устройство-автомат. Оно проведет диагностику батареи и восстановит/зарядит батарею наиболее оптимальным образом.






Наконец, чтобы зарядное устройство верой и правдой заряжало все ваши аккумуляторы долгие годы, нужно придерживаться нескольких простых правил:



  • включать ЗУ нужно в надежную сеть, с соответствующими нуждам прибора параметрами;
  • перед зарядкой следует зачищать клеммы прибора и выводы батареи, чтобы окисел не создавал дополнительного сопротивления в приеме/отдаче;
  • должна строго соблюдаться полярность выходов и клемм;
  • проверьте вентиляционные отверстия ЗУ: они должны быть открыты со всех сторон;
  • в процессе зарядки нельзя отсоединять клеммы;
  • сначала ЗУ отключается от сети, а уже затем от АКБ отсоединяются клеммы;
  • при включенном заряднике нельзя запускать двигатель автомобиля (если АКБ заряжается без отсоединения от бортовой сети).


Пять основных правил эксплуатации аккумуляторных батарей


Пять основных правил эксплуатации аккумуляторных батарей



  1. Следите за уровнем электролита в батарее.
    Электролит – 36-процентный водный раствор серной кислоты (плотность 1,28 г/см3). Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше пластин. При необходимости доливайте в аккумулятор только дистиллированную воду. Электролит можно доливать только в случае его прямой утечки из батареи. Концентрированную кислоту заливать в аккумулятор нельзя!
  2. Периодически проверяйте работоспособность реле-регулятора автомобиля и напряжение на генераторе.
    От работы этих устройств напрямую зависит процесс заряда аккумулятора.
  3. Не допускайте хранения аккумуляторной батареи в разряженном состоянии.
    В идеале аккумулятор должен всегда находиться в полностью заряженном состоянии – только заряженная батарея обеспечит надежный пуск двигателя при низкой температуре. Если вы не эксплуатируете автомобиль зимой, то не поленитесь, и зарядите аккумулятор перед постановкой автомобиля на зимнее хранение. И даже лучше, если батарея будет храниться не в теплом помещении, а в неотапливаемом гараже вместе с автомобилем, но обязательно со снятыми клеммами – это снизит саморазряд (идеальная температура для хранения от -5 до -15 оС).
  4. Полюсные выводы аккумулятора всегда должны быть чистыми и сухими.
    Обязательно следите за тем, чтобы вентиляционные отверстия в пробках не забивались – в противном случае батарея может взорваться.
    Желательно покрыть полюсные выводы батареи и клеммы консистентной смазкой (литол, солидол, технический вазелин) во избежание их быстрого окисления.
  5. Пуск двигателя производите кратковременными включениями стартера (5-10 секунд) с паузами в 10-15 секунд.
    Только так можно получить максимальный ток и использовать наибольшее количество активных веществ.